В рамках Международного молодежного экономического форума «День будущего», прошедшего на полях Петербургского международного экономического форума, прошла дискуссия на тему «Новый бизнес – новое право». Появление перспективных бизнес-сегментов (креативная индустрия, электронная коммерция, финтех и многое другое) зачастую формирует запрос на новое законодательное регулирование. Современная экономика требует скорейших решений для запуска и развития новых бизнесов, а ускоренные процессы реализации идей порождают потребность в обновлении законодательства, которое должно учитывать новые бизнес-модели и технологии. Каковы примеры успешных инноваций и направлений, требующих государственной поддержки и правовой защиты в целях создания благоприятной среды для предпринимателей и повышения конкурентоспособности на рынке? На этот и другие вопросы ответили участники дискуссии – представители отечественного ИТ-бизнеса, некоммерческих организаций и академического сообщества.
Модератором дискуссии стал Алан Лазаров, Заместитель исполнительного директора – руководителя аппарата, заместитель председателя комиссии по новым технологиям и правовому обеспечению цифровизации общества Ассоциации юристов России. «Право, в первую очередь, не является инструментом привлечения прибыли для бизнеса. Нельзя сделать правовое поле, которое настроено бесчеловечно извлекать прибыль. Сейчас есть определенные вызовы перед нашей страной, которые связаны с инновационными технологиями. Я всегда обращал внимание, что Россия выбрала свой путь, где человекоцентричность и защита государственной и общественной безопасности ялвяются приоритетными в законодательстве,» – подчеркнул модератор дискуссии.
Дмитрий Гуляев, директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Молодёжный цифровой омбудсмен, выделил вызовы, с которыми сталкивается бизнес сегодня: неопределенность регулирования цифровых платформ и маркетплейсов, ограниченность ресурсов регионального ИТ-бизнеса и динамичность законодательства и отсутствие единой трактовки. «на стадии разработки находятся законы, регулирующие деятельность цифровых платформ, включая маркетплейсы, которые на сегодняшний день становятся экосистемами. Они становятся не просто цифровыми платформами, а чем-то бОльшим, что требует более серьзного регулирования, либо, наоборот, поиска нового баланса в контексте регуляторики. Это законодательство, которое будет сейчас приниматься, в контексте нового тренда, достаточно ли будут эффективны эти меры, сбалансированы ли будут эти меры, как найти баланс между инетерсами бизнеса, который хочет получать прибыль и укреплять экономику, между интересами и правами пользователей и, все-таки, запросами государства, потому что именно государство создает те идеологические векторы, в которых мы движемся в контексте разных сфер», – отметил Дмитрий Гуляев.
«Законодательство в ИТ-отрасли сегодня является достаточно динамичным, быстроразвивающимся и меняющимся. Бизнес имеет запрос на единообразное и эффективное понимание того, что происходит: как в ИТ-политике в целом, так и в ИТ-политике, которая отражается в регуляторике. Особенно это актуально для малого и среднего предпринимательства, у них не всегда есть эксперты или огромный штат высококвалифицированных юристов, которые будут в этом разбираться», – акцентировал внимание Дмитрий Гуляев.
«В начале июня, я избран ее новым директором, на самом деле впервые технологические компании выбрали директором Ассоциации юриста, и это тоже показатель важности юридических вопросов для компаний. В этой связи, мы с командой приняли решение, что будем двигаться в направлении разрешения этих вызовов и планируем запуск нового проекта – создание своего рода опорных центров разъяснения норм законодательства, ИТ-политики для компаний-членов Ассоциации. В рамках этих центров речь не будет вестись о толковании парва, мы говорим о применении, мы будем доносить правила применения этих норм. Безусловно, чтобы правильно доносить, учитывая специфику и сегментирование ИТ-отрасли, нужны специалисты нового поколения, нужна их подготовка особенным образом. Одна из задач в рамках нового проекта будет связана именно с этим.», – отметил Дмитрий Гуляев.
Одним из перспективных сегментов экономики является производство и распространение контента. Активно развиваются отечественные платформы, которые предоставляет пользователям уникальные возможности и обеспечивают при этом безопасность и соответствие российскому законодательству. Илья Емелин, директор по работе с контентом RUTUBE, акцентировал внимание, что «авторское направление – это огромная серая зона. Здесь регуляторика догоняет развитие и начинают появляться законы, которые обязывают авторов контента, например, деанонимизироваться. Бизнес, научное сообщество и государство, объединившись, должны создавать правильный правовой вектор во благо одной цели – во благо человека».
Сегодня как никогда важно укреплять международное сотрудничество с компаниями из дружественных стран. Совместные проекты открывают возможности выхода на новые рынки и усиливают устойчивость экономики. О том, как сейчас реализуются проекты с зарубежными коллегами, рассказал Алан Хубаев, руководитель международных проектов ГК «Солар». «В сегодняшних реалиях состоятельность бизнеса зависит от того, сколько внимания уделяется кибербезопасности. Как представитель лидера российского рынка кибербезопасности, могу сказать, что работа по совершенствованию законодательства в сфере кибербезопасности ведется постоянно. Одна из основных задач права – стараться соответствовать этому прогрессу и потом помогать это право истолковывать», — поделился Алан Хубаев.
«В юриспруденции тенденции в странах АСЕАН связаны с экономическими трендами, есть повышенный спрос на юристов в сфере цифровизации. Также есть множество геополитических вызовов, но сейчас эти страны движутся в стороны своей независимости, в т.ч. экономической, и сейчас как никогда актуальны вопросы взаимодействия со странами БРИКС», – отметила Ву Тху Ча Ми, руководитель управления международного развития Ассоциации юристов России.
Взаимодействие и взаимовлияние науки и бизнеса очевидны. Наука предоставляет бизнесу инновационные разработки и технологические решения, повышая его конкурентоспособность и эффективность. Бизнес, в свою очередь, обеспечивает внедрение научных достижений в производство и создает спрос на новые технологии. О взаимодействии науки и бизнеса в условиях цифровизации рассказал Дмитрий Липин, Исполняющий обязанности директора, Издательство «Наука»: «Наука и бизнес – это главные стратегические партнеры, которые позволяют выводить новые продукты на рынок для конечного потребителя. Для того, чтобы новые формы бизнеса развивались, необходимо поддерживать и научную отрасль».
Появление перспективных бизнес-сегментов, таких как креативные индустрии, электронная коммерция, в том числе маркетплейсы, интернет-реклама, формирует запрос на новое законодательное регулирование. Современная экономика требует скорейших решений для запуска и развития новых бизнесов, а ускоренные процессы реализации идей порождают потребность в обновлении законодательства, которое должно учитывать новые бизнес-модели и технологии.